Независимый книжный проект Махмудийя

Мулла Али ибн Султан Мухаммад аль-Кари

Более известный как Мулла Али аль-Кари, был аскетом, знатоком хадисов, факихом, толкователем Корана, специалистом по сектам, каллиграфом, филологом и логиком. Он автор объемного труда «Миркат аль-Мафатих», который был признан наиболее полным комментарием к сборнику хадисов «Мишкат аль-Масабих». Он также известен своими комментариями к «аль-Фикх аль-акбар» имама Абу Ханифы.

Мулла Али Кари родился в Герате (Афганистан). Год его рождения точно не известен. В том же городе получил начальное исламское образование, после чего переехал в Мекку, где учился у многих знаменитых алимов, включая шейха Ахмада ибн Хаджара аль-Хайтами аш-Шафии и Кутбуддина аль-Ханафи.

Его называли аль-Кари (что в переводе с арабского означает «чтец») благодаря его мастерству в науке чтения Корана. Мулла Али аль-Кари остался в Мекке, где преподавал до самой смерти в 1014/1606 году. Некоторые биографы пишут, что имам умер в месяце шавваль того года и был похоронен на кладбище аль-Мала почитаемого города (Мекки). Говорят, что когда весть о его смерти достигла ученых Египта, они прочитали по нему джаназа-намаз в университете аль-Азхар, на который собралось более четырех тысяч человек.

Его биографы сообщают: «Мула Али аль-Кари довольствовался тем, что зарабатывал от продажи книг, переписанных его рукой», поскольку был знаменитым в свое время каллиграфом. Его основными качествами было равнодушие к мирскому, доброта, довольство тем, что имеет. Он редко заводил дружбу с другими и был силен в поклонении и набожности (таква). Он считал, что если льстить правителям, брать у них жалование или стремиться занять официальный пост, это может пагубно сказаться на смирении и искренности. На эту тему он написал послание, которое назвал «Воздержание ученых от приближения к правителям». Он часто говорил: «Да смилостивится Аллах над моим отцом, который не хотел, чтобы я стал ученым, поскольку боялся, что я могу оказаться у дверей правителей».

Шейх огромное значение придавал поиску знания ради Аллаха и был крайне строг к тем, кто учился ради земных благ, например, ради карьеры, ведь такое благополучие тленно. Он говорил: «Таковы теперь ученики. Они запутались, не знают, что делают и зачем. Иногда они приобретают знания, которые не принесут им пользы ни в этом мире, ни в будущем. Они достигают лишь некоторых ложных целей: например, вхождения в круг деспотичных правителей, получения высокого положения в обществе, — и с помощью лжи добиваются чинов или попросту еды для своих желудков».

Он также говорил: «Ученые прошлых поколений (да помилует их Аллах) всегда тщательно испытывали тех, кто искал их общества. Если бы они видели, что эти люди совершают недостаточно нафлей (дополнительного) в поклонении, они бы упрекнули их и перестали уважать. Если бы они обнаружили зло в этих людях, например, объявление запретного дозволенным, они прогнали бы их со своих собраний, перестали разговаривать с ними и обучать их!».

Шейх Али бросал вызов всем нововведениям, неправильным убеждениям и действиям, которые господствовали в то время, и осуждал их. Он осуждал людей за отклонения и встречал ученых наставлениями и хорошим советом.

Его письменные труды включают в себя двухтомный комментарий к «аш-Шифа» Кади 'Ияда и двухтомный комментарий к сокращенному изданию «Ихья Улюм ад-Дин» (Возрождение религиозных наук) имама Газали, который он назвал «Айн аль-Ильм ва Зайн аль- Хильм» (Источник знания и украшение понимания). Он также знаменит как автор книги «Фатх баб аль-Иная», комментарии к «Мухтасар аль-Викайя» по ханафитскому фикху. Всего же имам написал несколько сотен книг и трактатов.

Да помилует Всевышний Аллах этого ученого и да не лишит нас его барката! Амин!